- Назначение и требования кузова автомобиля
- Элементы конструкции кузова машины
- Классификация автомобильных кузовов
- Материалы для изготовления кузова автомобилей
- Типы кузовов автомобилей (в 2024 году)
- Универсал
- Тарга
- Внедорожник
- Лимузин
- Седан
- Стретч
- Брогам
- SUV
- Пикап
- Хэтчбек
- Микровэн
- Минивэн
- Лифтбэк
- Кабриолет
- Кроссовер
- Фургон
- Купе
- Родстер
- Компактвэн
- Микроавтобус
- Автобус
- Классификация грузовых автомобилей по типу кузова
- Jumbo
- Автомобильная цистерна
- Еврофура
- Автовоз
- Лучший кузов по безопасности
- Автомобили с гибридным типом кузова
- Выбор машины с большим багажником
Назначение и требования кузова автомобиля
Если двигатель называют сердцем автомобиля, то кузов – это его оболочка или корпус. Как бы то ни было, кузов – это самый дорогой элемент автомобиля. Его основное назначение – защита пассажиров и внутренних компонентов от воздействия окружающей среды, размещение сидений и других элементов.
К кузову, как к важному конструктивному элементу, предъявляются определенные требования, среди которых:
Элементы конструкции кузова машины
Несмотря на разнообразие конструкций, кузов автомобиля имеет общие элементы. Они показаны на рисунке ниже и включают в себя:
- Передние и задние рельсы. Они представляют собой прямоугольные балки, обеспечивающие жесткость конструкции и гашение вибрации.
- Передний щит. Отделяет моторный отсек от салона.
- Передние стойки. Они также обеспечивают жесткость и безопасность крыши.
- Потолок.
- Задняя подножка.
- Заднее крыло
- Багажная доска.
- Средняя поддержка. Придает жесткость корпусу, выполненному из прочной листовой стали.
- Пороги.
- Центральный тоннель, где расположены различные элементы (выхлопная труба, кардан и т.д.). Это также увеличивает жесткость.
- Фундамент или база.
- Ниша колеса
Дизайн может быть разным в зависимости от типа кузова (седан, универсал, микроавтобус и т.д.). Особое внимание при проектировании уделяется несущим элементам, таким как балки и рамы.
Классификация автомобильных кузовов
Для начала разберемся с понятием «Тело», для более точного понимания темы:
Кузов – конструктивный элемент автомобиля, определяющий размеры, тип и способность автомобиля перевозить грузы и пассажиров. Есть два распространенных способа изготовления тела. В первом варианте кузов автомобиля крепится к несущей раме, на которой также крепятся все основные агрегаты и трансмиссия с ходовой частью. Во втором варианте используются бескаркасные заряжающие кузова, усиленные в определенных местах и одновременно выполняющие функции рамы.
В современном мире кузова автомобилей классифицируют по нескольким параметрам:
• встреча;
• строительство;
• дизайн;
• Грузоподъемность.
Следует отметить, что современные легковые автомобили часто используют безрамные и полурамные кузова.
По своей конструкции кузова автомобилей можно разделить на три класса:
• One Space – это автомобили, конструктивно спроектированные таким образом, что пассажиры помещаются в одном пространстве. Единица нагрузки и мощности.
• Двухобъемный – конструкция автомобиля, в которой силовой агрегат расположен под капотом автомобиля со своим отдельным пространством, но пассажиры и груз находятся в одном салоне.
• Трехобъемность – это дизайн автомобиля, который используется в современных седанах. В котором силовой агрегат, пассажиры и груз размещены в разных отсеках кузова.
Кроме того, кузова различаются по степени нагрузки:
• грузовой: кузов автомобиля, несущий на себе всю массу автомобиля и вес пассажиров с грузом;
• полуопорный: общая нагрузка полностью укомплектованного автомобиля распределяется между рамой и кузовом;
• незагруженный: тип конструкции кузова, при котором на него влияет только вес пассажиров и груза.
Материалы для изготовления кузова автомобилей
Прочность и жесткость конструкции можно увеличить за счет толщины стали, но это скажется на массе. Тело должно быть легким и сильным одновременно. Это достигается за счет использования листов низкоуглеродистой стали. Отдельные детали изготавливаются методом штамповки. Затем детали прочно соединяются друг с другом с помощью точечной сварки. Основная толщина стали 0,8-2 мм. Для каркаса используется сталь толщиной 2-4 мм. Наиболее ответственные детали, такие как стрингеры и шпангоуты, изготавливают из стали, чаще всего легированной, толщиной от 4 до 8 мм, большегрузных — от 5 до 12 мм.
Преимущество низкоуглеродистой стали в том, что она хорошо поддается литью. Можно изготовить деталь любой формы и геометрии. Недостатком является низкая коррозионная стойкость. Для повышения коррозионной стойкости стальные листы оцинковываются или в них добавляется медь. Краска также защищает от коррозии. Менее важные детали, не несущие основную нагрузку, изготавливаются из пластика или алюминиевых сплавов. Это снижает вес и стоимость конструкции. На рисунке показаны материалы и их сопротивление в зависимости от назначения.
Типы кузовов автомобилей (в 2024 году)
Прежде чем подробно говорить о различных типах тел, необходимо упомянуть об их общей классификации. Все они делятся по конструкции на:
Трехобъемная компоновка предполагает разделение кузова на моторный отсек, салон автомобиля или салон и багажник. В эту компоновку входят классические седаны. Характерным отличием является небольшой багажник, но улучшенная жесткость за счет дополнительных перегородок между отсеками. Двухобъемные компоновки предполагают наличие только моторного отсека и салона. Салон автомобиля совмещен с багажником. Это дает преимущество при перевозке грузов. Классический представитель такой компоновки — пикап.
Однообъемная компоновка характерна для минивэнов, микроавтобусов и других легковых автомобилей. Большую часть салона занимает салон, который практически сливается с багажником и пологим моторным отсеком.Багажная система автомобиля также разделена на рамную, с несущим и полунесущим кузовами. Теперь разберем типы тел в разных объемах.
Универсал
Фургон представляет собой закрытый кузов увеличенной длины. Его характерными чертами являются как минимум два ряда пассажирских сидений, увеличенный объем багажника и наличие дополнительной двери в багажнике. Кабины тоже очень просторные. Раньше выпускались двухместные фургоны (с одним рядом сидений), но сегодня такая компоновка не используется. Ключевая особенность:
Тарга
Тарга — тип кузова легкового автомобиля, представляющий собой разновидность 2-местного спортивного родстера с жестко закрепленным лобовым стеклом, дугой безопасности за сиденьями, съемной крышей и задним стеклом.
Внедорожник
На самом деле это относится не к типу кузова, а к типу самого автомобиля, но большинство людей считают его типом кузова. Внедорожник по своим габаритам в современном мире крупнее кроссовера и создан для езды по тем местам, где есть только одна плохая дорога. Сегодня есть такое увлечение, как покупка внедорожника и его модернизация, а затем преодоление сложных препятствий.
Внедорожник отличается от обычных автомобилей тем, что имеет достаточно большой клиренс и постоянный или интеллектуальный полный привод, также внедорожник имеет различные блокировки и другие вспомогательные функции для преодоления препятствия. Этот тип кузова часто в простонародье называют джипом, но на самом деле это совершенно разные вещи, хотя само название джип стало использоваться в отношении автомобиля еще во время Второй мировой войны.
Лимузин
Это легковой автомобиль бизнес-класса с удлиненным типом кузова. Он спроектирован на базе удлиненного седана. Характерными особенностями являются повышенный комфорт салона и обязательное разделение между водителем и людьми в салоне.
Седан
Это закрытый кузов с четкой геометрией, состоящий из трех отсеков: моторный отсек, салон + багажник. Пассажирский салон очень просторный и оснащен 4 дверями. Некоторые подвиды седана на сегодняшний день устарели и используются очень редко. Хотя их можно найти в музеях старинных автомобилей.
Первые версии седана имели характерную особенность: по объему моторный отсек был примерно таким же, как и багажник, хотя многие современные версии седана имеют несколько иной дизайн.
Некоторые особенности седана:
Автомобили с трехобъемным кузовом такого типа чаще всего встречаются на наших дорогах. Хотя стоит отметить, что сейчас они подверглись серьезному давлению со стороны кроссоверов и хэтчбеков. Особенности салона включают в себя:
Автомобиль с таким кузовом может удовлетворить все потребности горожанина, именно поэтому многие автовладельцы отдают предпочтение столь классическому дизайну.
Стретч
Растяжка — тип закрытого кузова автомобиля, который изготавливается путем физической вставки в кузов дополнительной секции, расположенной между передней и задней дверью, что помогает удлинить салон.
Брогам
Он также относится к разновидности кабриолет, но отличается жесткой не складывающейся крышей над задним рядом сидений, зато имеет возможность открываться над передним рядом. На данный момент этот тип кузова утратил популярность и больше не производится, но ценится отдельной категорией коллекционеров.
SUV
По своей сути это внедорожник, но предназначенный для молодых семей, которые предпочитают проводить свободное время на природе и заниматься активным отдыхом. Отличаются повышенной комфортностью и большим багажником. Тем не менее. У них может не быть полного привода, но у них большой дорожный просвет.
Пикап
Тип кузова, который очень популярен в США, но и в нашей стране часто можно встретить автомобили с таким кузовом. Пикап — это транспортное средство, которое является либо переоборудованным легковым автомобилем, либо внедорожником. Отличие только в том, что у фургона сзади открытое грузовое пространство, то есть он находится под открытым небом, но бывают и такие типы фургонов, когда грузовое пространство закрыто металлической крышей.
Первый универсал появился в начале прошлого века, а поскольку он популярен в Америке, то и создавался он там, в создании участвовали такие автомобильные компании, как Ford, Dodge, Chrysler. Сейчас в Америке некоторые тюнинг-ателье создают автомобили в кузове пикап на базе различных пикапов КАМАЗ, которые представляют собой просто огромные автомобили.
Хэтчбек
Представляет собой закрытый кузов, отличающийся уменьшенной длиной за счет уменьшения ствола. При этом сам багажник оборудован дополнительной дверью. Салон может состоять из одного или двух рядов (соответственно пассажирских мест будет 2 или 4 соответственно). Крыша в задней части автомобиля обычно имеет наклонную геометрию, что уменьшает общую длину автомобиля. Другие особенности хэтчбека:
Микровэн
Одна из разновидностей минивэнов, которая по размерам скромнее своего старшего брата, но крупнее хэтчбеков. Отличается небольшой длиной, но высоким потолком.
Минивэн
Этот кузов сочетает в себе достоинства универсала и хэтчбека, но обладает большей вместимостью. В некоторых моделях предусмотрена возможность монтажа третьего ряда сидений, что делает автомобиль востребованным у больших семей и ценителей путешествий.
Преимуществом типа считается высокая посадка, обеспечивающая максимальную безопасность. Другие сильные стороны кузова заключаются в следующем:
- Широкий вид.
- В экстренной ситуации пассажир и водитель получают дополнительную защиту, так как они высокого роста
- Кузов имеет достаточно большой вес по сравнению с другими легковыми автомобилями, что повышает устойчивость на дороге.
Однако помимо достоинств минивэны имеют и недостатки. Для неопытных водителей этот кузов не подходит, так как его большие габариты мешают нормально маневрировать или парковаться без должного опыта. При прохождении поворотов на высоких скоростях машина может легко перевернуться на бок. А увеличение массы тела приводит к увеличению расхода топлива.
Лифтбэк
Лифтбек — тип закрытого кузова, промежуточный между седаном, универсалом и хэтчбеком. От хэтчбека отличается более длинным задним свесом: у лифтбека он такой же длины, как и у седана. При этом задняя часть крыши может быть как скатной, так и (реже) ступенчатой, напоминающей седан.
Кабриолет
Кабриолет: тип кузова автомобиля со складным мягким или жестким верхом и двумя дверями. Более двух мест. Второе название кузова – родстер. Кабриолеты не распространены в странах СНГ из-за их минимальной практичности. Они оборудованы складной крышей или без нее, поэтому их эксплуатация в холодную погоду становится невозможной.
Кроссовер
Тип кузова, который по размерам меньше внедорожника, однако обладает хорошими внедорожными качествами, их еще называют внедорожниками. Эти автомобили делятся на классы как полноценный кроссовер и среднеразмерный кроссовер, так же есть миникроссоверы и компактвэны.
В последнее время автомобили-кроссоверы стали популярны осенью и покупаются в большинстве случаев для более комфортной езды по городу, чем в легковой машине. В большинстве случаев небольшие кроссоверы строились на той же платформе, что и модели легковых седанов или хэтчбеков.
Первый кроссовер появился давно, но сам термин Крайслер начал использовать, выпустив автомобиль с таким кузовом в 1987 году. А первый кроссовер нового поколения, к которому мы привыкли, это японский Toyota RAV4, появившийся в 1994 году.
Да, здесь перечислены не все типы кузовов автомобилей, но здесь представлены самые основные, и теперь вы узнаете их названия и то, как они выглядят. Остальные типы телосложения являются модификациями этих основных типов телосложения и, возможно, мы как-нибудь вам о них расскажем.
Фургон
Фургон — тип закрытого коммерческого двухместного автомобиля с закрытой грузовой платформой (багажное отделение с дверью в задней стенке).
Купе
Автомобили купе не пользуются повышенным спросом из-за их минимальной практичности и отсутствия универсальности. Такие модели оснащены только двумя дверями, а иногда и двумя сиденьями спереди.Некоторые производители оснащают салон еще одним рядом пассажирских сидений, но они не демонстрируют хорошей эргономики и комфорта, ведь основной упор делается на компактность. Преодолеть приличные расстояния сидя на заднем сидении очень неудобно.
Передняя дверь водителя и пассажира удобнее, так как имеет увеличенную ширину. Но посадить людей в последний ряд сложнее, потому что приходится складывать переднее сиденье и выходить из машины.
Кузов купе понравится тем водителям, которые любят путешествовать в одиночку и ценят небольшие габариты транспортного средства. Кроме того, многие модели имеют «спортивный характер» за счет повышенной жесткости кузова и хорошей курсовой устойчивости. Поэтому из минусов кузова следует выделить лишь отсутствие комфорта для пассажиров заднего ряда.
Родстер
Очень редкий тип автомобиля в наших краях. Родстер имеет мягкий верх и один ряд сидений. Как правило, у них низкая и жесткая подвеска, мощные двигатели и узкий салон. Этот тип автомобиля может использоваться в качестве автомобиля для хобби или в качестве второго (третьего) автомобиля, но не в качестве основного легкового автомобиля.
Компактвэн
Это промежуточный вариант между компактным грузовиком и минивэном. Более приспособлен к ежедневному городскому использованию и может комплектоваться третьим рядом сидений. При этом из-за более скромных габаритов он имеет уменьшенный объем багажника.
Микроавтобус
Микроавтобус: вид коммерческого транспортного средства с закрытым кузовом, представляющий собой автобус малого класса с количеством сидячих мест от 8 до 16 и без стоячих мест.
Автобус
Автобус: коммерческий автомобиль с закрытым кузовом длиной не менее 5,5 метров. Он используется для перевозки 7 пассажиров.
Классификация грузовых автомобилей по типу кузова
Тип кузова грузовика двухобъемный (КАМАЗ) или трехобъемный (КРАЗ). Однако это не является определяющей характеристикой. Основная градация кузовов – тип грузового отделения. Они делятся на:
Границы между классами автомобилей постепенно стираются. На рынке появляется все больше моделей автомобилей, сочетающих в себе характеристики определенных классов. Это дает возможность создавать универсальные автомобили, отвечающие потребностям водителей и пассажиров.
Типы кузовов грузовиков могут быть закрытыми или открытыми. К первому типу относятся:
Между собой они различаются материалом, из которого изготовлены, общими размерами и особыми свойствами (например, изотермические).
К открытым телам относятся:
При покупке автомобиля помните, что от его типа кузова зависит вместительность, компактность, комфорт и многое другое. Перед выбором хорошенько подумайте и взвесьте все за и против!
Jumbo
По конструкции полуприцеп этой категории очень похож на еврофуру, но имеет ряд важных конструктивных отличий. Во-первых, пол Jumbo имеет L-образную форму, что позволяет загружать на платформу больше груза. Во-вторых, в кузове используются колеса уменьшенного диаметра, что снижает уровень поддержки, которую полуприцеп может выдержать без повреждений. Основа выполнена в виде металлического каркаса, на который натянута ткань, синтетика или комбинированный материал. Другие гигантские особенности:
Автомобильная цистерна
Это прицеп или полуприцеп, оснащенный цистерной. Резервуар обычно изготавливается из алюминия и имеет цилиндрическую или коническую форму. Некоторые резервуары могут иметь многосекционную конструкцию, где секции отделены друг от друга внутренними перегородками. Некоторые другие особенности автоцистерн:
Еврофура
Другое название еврофуры – самосвальный полуприцеп. Это основной тип кузова для грузовых автомобилей. Оснащен тремя колесами, благодаря которым обеспечивается движение полуприцепа по бездорожью. По конструкции представляет собой металлическую конструкцию, покрытую тканым, синтетическим или комбинированным материалом. Другие характеристики еврофуры:
Автовоз
Это прицеп специального типа, приспособленный для перевозки других транспортных средств (автомобилей, автобусов, мотоциклов и т д.). Они имеют металлическую каркасную конструкцию, обычно выполненную в два «этажа». При необходимости каркас можно накрыть тентом для защиты от осадков.
Другие характеристики автовозов:
Лучший кузов по безопасности
Важным критерием выбора кузова автомобиля является его безопасность. Есть предположение, что чем дороже и тяжелее машина, тем безопаснее ее эксплуатация. В результате краш-тестов массивные автомобили показали себя лучше, чем легкие. При столкновении с препятствием пассажир ощущает меньшую силу удара и вероятность летального исхода сведена к минимуму.
Если в приоритете практичность, надежность и эстетическая привлекательность, лучше отдать предпочтение полноразмерному кроссоверу или седану бизнес-класса. Кроме того, этот тип кузова имеет больший запас динамичности и кинетической силы, поэтому способен оттолкнуть препятствие, масса которого в несколько раз больше, сохранив целостность кузова и пассажиров.
Автомобили с гибридным типом кузова
Логично предположить, что при таком богатом разнообразии моделей, дизайнов и типов кузова неизбежны их пересечения. Рассмотрим некоторые автомобили, которые не являются или не совсем то, что они говорят.
Тойота Супра Тарга. Легендарное американское купе незаслуженно так называется, ведь версия со съемной секцией крыши была популярна в США и Европе. Но дело даже не в этом: крышка багажника открывается вместе со стеклом, а значит, формально это… лифтбек! Трехдверная тарга-лифтбек в виде купе.
Концепция Rinspeed Presto. В прямом смысле этого слова убирающийся концепт-кар швейцарской фирмы дебютировал в 2002 году и определялся не его длиной: она варьировалась от 3 до 3,7 метра. При этом изменилось количество посадочных мест: с двух до четырех! А так как в конструкции не предусмотрена крыша над пилотами, то это родстер, который одним нажатием кнопки становится кабриолетом.
Шевроле СС. Super Sport Roadster — это не совсем то, чем является футуристическая модель, выпускавшаяся в период с 2003 по 2006 год в Мичигане. Прежде всего, это двухместный универсал, который является настолько распространенным типом кузова, что мы не рассматриваем его в рамках данной статьи. Но его складной верх с жесткой крышей сбивает с толку все карты. Теперь это не грузовик, это не родстер. Который точно не является «суперспорткаром», ведь до «сотни» он разгоняется чуть менее чем за восемь секунд.
Рено Авантайм. Если вы помните этот смелый и неудачный проект французов начала 2000-х, сразу обратите внимание на его «трехдверный» дизайн. Трехдверный минивэн: сколько таких? Но это еще не все: отсутствует центральная стойка, признак хардтопа. Трехдверный минивэн с жесткой крышей? Это точно — «раньше времени» (так расшифровывается название модели).
Ситроен С3 Плюриэль. Очередная сомнительная фантазия французов. Хэтчбек на базе «обычного» С3 — это вообще не хэтчбек! Дело в том, что задняя дверь открывается отдельно от заднего стекла, что является признаком фастбэка. Но он не открывается, он открывается вниз, образуя плоскую грузовую платформу, как у пикапа. Кроме того, Pluriel — кабриолет: его боковые стойки вместе с крышей и задним стеклом расстегиваются! В общем, что это такое, решайте сами.
Мерседес Бенц ВРК. В случае с этой концепцией 1995 года Mercedes оставил на усмотрение покупателя, какой тип кузова выбрать. За основу был взят четырехместный «пустой» автомобиль без задней части и с четырьмя разными «насадками» для превращения автомобиля в купе, кабриолет, универсал и универсал соответственно. В серию модель не пошла и так и осталась сумасшедшей фантазией немецкого автопроизводителя.
Выбор машины с большим багажником
Универсал — самый практичный автомобиль, который может выбрать семья. В отличие от внедорожников, у него такой же вместительный багажник, но приемлемый расход на трассе и в городе. Кроме того, кроссоверы и внедорожники дороги в обслуживании. Несмотря на вместительный багажник, огромный расход по трассе, а тем более по городу заставит владельца работать только на бензине. Но зато у них высокий клиренс для бездорожья, можно спокойно ездить на дальние расстояния. Пикапы, несмотря на большую вместимость, плохо переносят дороги в нашей стране.
В этой линейке большой выбор советских и иномарок. Главное, чтобы все критерии выбора соответствовали пожеланиям. С одной стороны, российские автомобили, в отличие от зарубежных, всегда доступны по цене. На них можно легко найти дешевые запчасти, а починить их сможет любой автомеханик. Это особенно важно, если владелец решит испытать машину в дальних поездках. С другой стороны, иномарки редко ломаются в дороге, благодаря качественной сборке и прочным деталям. Вывод: выбор автомобиля с большим багажником будет зависеть от возможностей покупателя.